Несмотря на то, что психологи рекомендуют выделять на выполнение домашнего задания около двух часов (с перерывами) младшим школьникам и около трех часов ученикам старших классов, редко кому удается уложиться в это время. Чаще всего "домашка" превращается в длительный мучительный процесс, в который, кроме самого ученика, оказывается втянута вся семья. Если у ребенка систематически возникают трудности с выполнением домашнего задания, важно проанализировать ситуацию, найти и попытаться устранить причины, вызывающие проблему.
Факторы, из-за которых домашние уроки могут спровоцировать у школьника проявления стресса и негативных эмоций:
не понимает учебный материал, плохо усвоил тему;
часто отвлекается;
cлишком устает, перегружен;
не организован режим труда и отдыха;
нет мотивации (не понимает, зачем ему это надо?);
боится совершать ошибки.
Обозначив триггеры, превращающие работу над домашними заданиями в “невыполнимую миссию”, важно составить план, который облегчит процесс выполнения уроков и значительно сократит время, потраченное на них.
- 1. Организовать рабочее место
- 2. Пересмотреть режим дня
- 3. Составить план, инструкцию, список
- 4. Исключить отвлекающие факторы
- 5. Придерживаться расписания
- 6. Хорошая мотивация – залог успеха
- 7. Не забывать о перерывах и выходных
- 8. Использовать время вне дома
- 9. Не откладывай на завтра…
- 10. "Домашка" – ответственность ребенка
- 11. Сохранять спокойствие
- 12. Не скупиться на похвалу
- 13. Быть рядом, поддерживать и помогать
1. Организовать рабочее место
Еще до начала школьной жизни родители обязаны позаботиться об организации комфортного рабочего места для ребенка. Важно, чтобы оно включало удобный стол нужный высоты, регулируемый стул с твердой прямой спинкой, естественные и дополнительные источники освещения в нужном количестве. Не менее важны детали: полки и стеллажи, которые минимизируют бардак на столе, необходимая канцелярия и т.д. Соблюдайте эти советы, чтобы ребенку было комфортно учиться дома.
2. Пересмотреть режим дня
Школа вносит свои коррективы в режим дня ребенка и его семьи. Задания на дом, дополнительные секции и кружки, отсутствие дневного сна и ранние подъемы – с учетом такой нагрузки расписание ученика должно быть тщательно продумано и грамотно спланировано. Для работы над домашними уроками необходимо подобрать оптимальное время, когда ребенку будет несложно справиться с поставленными задачами. Например, одному необходим отдых после уроков, другому лучше приступать к выполнению домашних заданий сразу после школы. Кто-то с легкостью щелкает задачи глубоким вечером, а некоторые, наоборот, продуктивнее усваивают материал с утра, на “свежую голову”.
3. Составить план, инструкцию, список
Как и взрослому, ребенку проще ориентироваться в заданиях, которые следует выполнить, если он будет воспринимать их визуально. План, список, перечень уроков поможет систематизировать задачи и контролировать их выполнение. Пункты, которые уже проработаны, школьник будет самостоятельно вычеркивать. Такой подход поможет ему оценить объем проделанной работы и вдохновит на скорейшее завершение оставшихся заданий. Для списка дел или плана лучше заранее выбрать хорошее, видное место, возможно, холодильник, дверь в детскую комнату или место на стене прямо над школьным столом. Главное правило, которое должен усвоить ребенок из своего домашнего расписания, – свободное время начинается только после выполнения всех обязательных задач.
4. Исключить отвлекающие факторы
Любое задание, которое требует сосредоточенности, очень сложно дается практически каждому ребенку. А если ещё постоянно звенят сообщения в телефоне, из соседней комнаты доносятся звуки знакомого мультфильма, а со стола с укоризной смотрит забытая игрушка, умоляя хотя бы минутку с ней поиграть, сконцентрироваться на скучных математических примерах становится практически невозможно.
Позаботьтесь заранее о том, чтобы ребенок отдыхал, выполняя домашнее задание:
Приступить к урокам лучше сразу после школы, пока все члены семьи не вернулись домой и помещение не наполнилось шумными голосами.
Игрушки лучше убрать с видных мест, спрятать в коробки или шкаф, чтобы ребенок мог ими воспользоваться только после домашней работы.
Телефон и гаджеты заблокируйте или отключите на время работы над школьными заданиями.
Организуйте уютную атмосферу в комнате, которая будет располагать к процессу обучения.
5. Придерживаться расписания
Строго следовать установленному плану, не позволяя ребенку расслабляться, – отличный способ избежать проблем в будущем. Если время домашнего задания, например, с 15.00 до 18.00, а школьник справился с ним раньше, это не значит, что можно взять в руки телефон и беззаботно убивать виртуальных зомби. Если ребенок поймет, что этот фокус работает, он будет стараться сделать все как можно быстрее, часто принося в жертву качество выполненной работы. Вы должны четко объяснить, что выделенное время на домашнюю работу – закон, освободился раньше – отлично, почитай книгу.
6. Хорошая мотивация – залог успеха
Провел целый день в школе, еще и учиться дома? Вопрос, вызывающий непонимание, возмущение и протест. Часто у младших школьников могут возникать проблемы из-за непонимания цели домашних заданий. Важно объяснить ребенку, что это – часть учебного процесса, повторение и закрепление пройденного материала. Успешное и систематическое выполнение домашней работы влияет на будущую успеваемость. Отличной мотивацией к действию послужит конкретное поощрение, которое стимулирует ребенка быстрее закончить работу над уроками: компьютерная игра, прогулка, мультфильм, совместное чтение или просто отдых.
7. Не забывать о перерывах и выходных
Чтобы хорошо работать, важно качественно отдыхать. Выполнение домашнего задания необходимо чередовать с небольшими перерывами, во время которых можно отдохнуть, поиграть, расслабиться. Регламентировать время перерыва поможет интервальный таймер, в нем следует заранее задать время, отведенное на работу и отдых. Минимум один день в неделю должен быть полностью выходным. Никаких уроков и даже упоминаний о школе. В этот день важно провести время с друзьями во дворе или с семьей на природе, поиграть в гаджетах или заняться любимыми делами. Несмотря на то, что воскресенье является официальным выходным, для школьника лучше сделать его рабочим днем, а вот вечер пятницы разгрузить. В итоге, вторую половину пятницы и всю субботу ребенок сможет отдохнуть, а в воскресенье приступить к выполнению уроков. Таким образом, знания не "выветрятся" из головы за выходные, а отлично усвоятся к началу рабочей недели.
8. Использовать время вне дома
Список домашних уроков можно разгрузить, выполнив некоторые из них в нерабочей обстановке. Например, стихотворение отлично учится по дороге (в школу, на дополнительные занятия, в гости). На прогулке в лесу или парке можно повторить и закрепить материал по природоведению. В транспорте легко увлечься прочтением рассказа по литературе или темы по истории.
9. Не откладывай на завтра…
Чтобы уроки не накапливались и их количество не вызывало слезы у ребенка и нервный тик у его родителей, лучше выполнять их в тот же день, в который они были заданы. Даже если сам урок будет через несколько дней. Выполняя домашнее задание "по горячим следам", ребенок лучше усвоит школьный материал, повторив его дома в тот же день, что объясняла учительница в школе, и избежит огромного количества уроков, которые, накапливаясь, в результате потребуют больше сил и времени на выполнение.
10. "Домашка" – ответственность ребенка
Помогая ученику с домашним заданием, не переусердствуйте. Ваша задача – напомнить о том, что уроки необходимо сделать, и объяснить материал, который ребенок не понимает. Остальное – проблемы и заботы школьника, не ваши. И чем раньше это поймут родители, тем быстрее это усвоит ребенок. Иногда настойчивое желание все контролировать переходит разумные границы, и в результате над задачей ломает голову вся семья, а "отличник" в это время спокойно играет в телефоне. Такой подход лишает самостоятельности и деструктивно влияет на ощущение ответственности, которое должен испытывать школьник в отношении своих обязанностей (выполнение домашнего задания входит в их число).
11. Сохранять спокойствие
Следите за эмоциями и старайтесь быть максимально уравновешенным родителем. Не стоит слишком близко к сердцу воспринимать неверное решение задачи или непонятный тест по природоведению. Если вы будете нервничать или кричать, работа над домашним заданием превратиться в мучительное ежедневное событие, которое будет восприниматься ребенком исключительно в негативном ключе. Помощь ребенку с уроками должен взять на себя менее темпераментный родитель, тот, кто сможет спокойно несколько раз повторять одно и тоже и терпеливо объяснять материал, даже если ребенок не понимает с первого раза.
12. Не скупиться на похвалу
Поддерживайте ребенка и поощряйте его старания. Вспомните себя в детском возрасте. Это сейчас, со стороны своих лет, умудренные опытом и знаниями, мы считаем, что нет ничего сложного в том, чтобы сесть и решить несколько задачек и выучить парочку стихотворений. А в школьные годы мы также, как и наши дети, тратили огромное количество времени на домашнее задание, мечтая о футболе с друзьями во дворе или очередной серии диснеевского мультфильма. Поэтому поощряйте усилия школьника, хвалите его за усердие, старание, усидчивость и целеустремленность.
13. Быть рядом, поддерживать и помогать
Основная задача родителя, особенно родителей учеников младших классов, быть рядом. Вникать, объяснять, интересоваться проблемами, радоваться успехам, хвалить и поощрять. Нельзя заставить ребенка что-то сделать, но можно мотивировать, проявив заботу и уважение. Не тотальный контроль, а вера и похвала помогут вдохновить на отличную учебу и качественную работу над домашними заданиями. “Я знаю, ты можешь это сделать”, “Я в тебя верю”, “Ты очень умный и способный” – простые слова, способные побудить малыша преодолеть сложные задачи, лень и нежелание учиться.
Домашнее задание может превратиться в нескончаемый кошмар для всей семьи. Но есть и хорошая новость: этот кошмар не будет длиться вечно. Уже в средней школе ребенок не так сильно будет нуждаться в помощи родителей, а вот воспоминания о школьном периоде останутся с ним на всю жизнь. И какими будут эти воспоминания: светлыми, наполненными увлеченными разговорами о звездах, фотосинтезе и происхождении человечества, или такими, о которых даже не хочется вспоминать, – зависит только от родителей.
0
Источник: