ЧТО ТАКОЕ «ТРИВИАЛЬНЫЙ»?

Словом «тривиальный», «тривиально» называют что-то очень простое, доступное каждому. «Петров, вот ты просишь поставить тебе четыре в четверти, а сам тривиальной задачи на скорость-время-расстояние решить не можешь!

Однако вот странность. Слово «тривиальный» происходит от латинских слов «tres», то есть «три», и «via», то есть «дорога». «Тривиальный» буквально означает «трёхдорожный». Как гостиница «Три дороги» в мультфильме про Поросёнка Фунтика. Какая, казалось бы, может быть связь между тремя дорогами и простотой?

За ответом на эту загадку нам придётся отправиться на полторы тысячи лет назад, в раннее средневековье, в V-VI века нашей эры.

Если бы в школах того времени вывешивали «расписание уроков», то мы бы увидели там – вместо географии, английского, чтения, естествознания, физики, окружайки и ОБЖ – всего лишь два предмета. Первый назывался «тривиум», то есть «три дороги». Второй – «квадривиум», то есть «четыре дороги»

«Погодите! – скажет кто-нибудь из читателей. – Все же знают, что в средневековье науки изучали на латинском языке! А где же он в этом списке?». Классное замечание, очень ценное. Совершенно верно, всё обучение в школе велось на латинском языке. (Как в древнем Аккадском царстве – на шумерском, помните?) Но вот отдельным предметом латинский язык не считался!

С самых малых лет дети учили молитвы на латыни, поэтому многие латинские слова им были знакомы «и так». Когда же дети попадали в школу (кстати, в школу тогда попадали далеко не все и даже не большинство), все уроки там вели на латыни по принципу «Слушай, запоминай, учи!». В лучшем случае учитель переводил отдельные трудные слова – и то, если был в хорошем настроении… Так что никаких отдельных уроков латинского!

Представляете, как непросто было учиться?

Итак, все школьные знания и науки, как их тогда называли, «семь благородных искусств», подразделяли на два направления – тривиум и квадривиум. В тривиум входили «три дороги», то есть три предмета. Перечислим их по возрастанию сложности:

1. Грамматика. В этот предмет входили и правописание, и чтение, и пение, и даже искусство сочинения стихов (всё на том же латинском языке, конечно).

2. Логика – искусство рассуждать и обнаруживать ошибки в рассуждениях собеседника, наука о том, как доказывать правильность своей точки зрения.

3. Риторика – искусство правильной и красивой речи (устной и письменной). На уроках дети заучивали наизусть различные способы вежливого общения, учились вести друг с другом споры и беседы, писать письма, составлять несложные официальные документы.

Читайте также  Гадание на Рассвет: выберите фотографию рассвета и читайте предсказание на следующую неделю

Тривиум считался самой простой частью обучения. (Отсюда и «тривиальный – значит простой».) В большинстве случаев обучение в школе заканчивалось именно на этом этапе (в возрасте 11-12 лет). Но если ученик, по мнению учителя, успешно справлялся с тривиумом, его допускали к изучению квадривиума, то есть «четырёх дорог». Снова перечислим эти предметы по возрастанию сложности:

1. Арифметика – счёт предметов, сложение, вычитание, умножение и деление, а также обмен денег, меры веса, длины и объёма.

2. Геометрия – свойства геометрических фигур, измерение площадей земельных участков.

3. Астрономия – наука о положении звёзд и планет на небе в разное время года, умение пользоваться календарями, в том числе вычислять дни церковных праздников (в те времена это считалось очень важным).

4. Музыка – вовсе не игра на музыкальных инструментах, как можно подумать, а то, что сейчас назвали бы «теорией музыки», то есть наука о математическом соотношении разных звуков между собой.

Если хотите, тривиум можно назвать младшими классами средневековой школы, а квадривиум – старшими.

Окончив школьный курс, самые лучшие ученики допускались к высшему образованию, то есть изучению философии и богословия – главнейших наук того времени. Однако до этого этапа доучивались очень и очень немногие, считанные единицы из многих тысяч мальчиков.

0
Источник: unnw.ru

ru-horo